Крайний Север (far_far_north) wrote,
Крайний Север
far_far_north

Categories:

За что не любят Маска?

Сегодня с утра прочитал пост в useless_FAQ на аналогичную тему. В процессе чтения комментариев родилось много мыслей, но высказывать их там где сошлось в битве говно и вентилятор, практически бессмысленно. Пост явно был создан в надежде на бурную реакцию. Мало того что никто не услышит (ойёёёё!), так ещё и забрызгает. Поэтому пройдусь по пунктам у себя, здесь всё же потише, как ни крути.

Казалось бы, с чего обычному российскому человеку не любить Илона Маска? Изобретает он там себе в Америке машинки, ракеты, аккумуляторные системы, мечтает о Марсе. Да и пусть мечтает, у нас своих объектов для ненависти на тыщу лет припасено. Но не всё так просто.

1. Маркетинг. Изобретение капитализма, в основном американского. Маркетинг - это наука продавать то, что не продаётся. По-русски называется "впаривать". Я по диплому "менеджер по маркетингу", знаю что говорю. Когда ты заходишь в магазин за хлебушком, а выходишь с тележкой и сумкой - это маркетинг. Когда ты покупаешь машину в кредит из последних сил, хотя мог купить проще и дешевле - это тоже он. Маск не изобретатель. Он талантливый продавец. Да, он смог собрать в кучу инвесторов, изобретателей, инженеров и начать производство продукта. Но он создает не продукт, а потребность в нём. Делается это при помощи агрессивной рекламы из каждого компьютера и телевизора, а наш народ ещё помнит "Властелину", "МММ", "Олби", "Русский дом Селенга", "Хопёр Инвест" и прочих. Собственно это и создаёт первую часть негатива. Дело даже не в том, что средний человек никогда не сможет купить Теслу (да и что ему с ней делать в 2018 году?), дело именно в агрессивной рекламе. Яркой, качественной. Она вызывает отторжение своим наличием, вот и всё, ничего личного.

2. Либералы и русофобы. В последнее время я стал куда менее "ватным", чем был ещё год назад. Однако не могу не признать, что как только поднимается разговор о Маске, Тесле, Space X, почему-то он сразу перекидывается на Россию и её неудачи в области освоения космоса и автомобилестроения. Злорадство зашкаливает. Причём как со стороны сопредельных государств ещё понятно, у нас с ними конфликт, не в первый раз и, боюсь, не в последний, имеют моральное право. Странно видеть радость российских окололибералов в том что Россия (по их мнению) глубоко отстала в освоении космоса, а Маск, без ансамбля, положил Роскосмос на обе лопатки. Я не специалист и не готов оценить насколько они правы, но в злорадстве над своей страной есть что-то позорное. Да, слепо гордиться тоже глупо, но злорадство - это как-то чересчур. Конечно это не добавляет популярности самому Маску у патриотической и нейтральной аудитории. Плюс, прошу усвоить одну простую вещь. Не так уж сложно купить часы за 100.000 долларов. Сложнее продать часы за 100.000 долларов.

3. "Новаторство". На мой взгляд Маск не делает ничего революционного. Да, на моей памяти это первая коммерческая компания, так активно работающая в сторону космоса, за что честь ему и хвала, без шуток. У Virgin вроде дела не так шоколадно. Единственное, в чём я не уверен, это в том, какие предпринимались попытки повторного использования первых ступеней у нас и почему это не развивали. То ли потому что всё и так устраивало, то ли почему-то признали неперспективным - не знаю. Для объективности будем считать, что Маск в этом преуспел больше нас, почему нет? Когда я смотрел видос как они садятся в нужную точку, я испытывал нормальную такую гордость за человечество в целом, это действительно круто. Не меньшую гордость я испытывал когда смотрел видео первого запуска с Восточного, но это другая история.

Детально. Марс. Читаем Вики. Прошу пардону, другого источника у меня нет. Первым космическим аппаратом, исследовавшим Марс с пролётной траектории, стал американский Маринер-4, 1964 год. Первым искусственным спутником Марса стал американский Маринер-9. Первым совершил посадку на Марс спускаемый аппарат советской автоматической межпланетной станции Марс-3 в 1971 году. Тут ещё неплохо упомянуть про первый искусственный спутник Земли, запущенный в 1957-м. Поэтому запуск Теслы в сторону Марса был эффектным, но, увы, не новаторским. Больше полувека назад уже сделали то же самое, только с более нужной целью, а не просто увеличив количество космического мусора.

Теперь о том что SpaceX напихала за воротник Роскосмосу. Потенциал у SpaceX действительно мощный с точки зрения дилетанта. Статья со статистикой здесь. Пока ситуация околопаритетная. Роскосмос, судя по комментариям, или считает, что SpaceX ему пока в конкуренты не годится, или делает хорошую мину при плохой игре. Не готов судить. Космос это не только способность запулить тонны груза на орбиту и дальше, это ещё и спрос на такие запуски. Поживём - увидим.

Проект Солар. Его я знаю хуже, но эффективность там под большим вопросом, не весь мир расположен в Неваде и Сахаре, эффективность солнечных батарей, увы, пока не та, чтобы тянуть всю хату, да и аккумулятор не способен кормить сиськой пиковые киловатт 15-20 современного дома. Компенсировать часть - да, но много лет назад ветряки успешно делали то же самое. Меняем ветряк на солнечную батарею и что? Ничего.

Тесла. Вы все знаете сколько лет электромобилям, рекуперации и пр., а если не знаете, то знаете где найти эту информацию. Тесла, конечно, куда круче по параметрам других электрических авто, но она премиум и весьма спорный. Это машина не для жизни. Для энтузиастов. Для богачей, но это не массовый сегмент, это даже не Приус. Она не будет окупаться ближайшие лет 10 точно. Её запас хода в 400-500 км - это в лучшем случае 200 км зимой со включенной печкой. В отпуск не скатаешься. Плюс те же самые аккумуляторы, которые установлены в ней, производства КНР, используются в той же КНР везде, от роботов-пылесосов, до мопедов.

Вывод: компании Маска производят действительно интересный продукт, но не новаторский, как утверждают апологеты.

4. Финансовая неаккуратность.

Получил я от одного товарища ссылку на отчёты Теслы. Сразу скажу, я не профессиональный финансовый аналитик, не умею детально читать баланс, не имею опыта анализа отчётности американских компаний, но посмотрим что нам дают. Отдельно хочу отметить, что финансовая отчетность и публичные отчеты - не всегда совпадают, но буду смотреть то что есть. Итак. Результат работы компании Tesla по годам, чистый убыток, тыс. долл.США:
2013 - 74 014;
2014 - 294 040;
2015 - 888 663;
2016 - 674 914 (сюда включили финрез компании Solar);
2017 - 1 961 400;
1 квартал 2018 - 784 627.

В сокращённой отчетности цифры почему-то не бьются (доход/расход), допускаю, что отчетность слишком сокращена чтобы увидеть все статьи расходов, но строчка net loss, на мой взгляд, весьма красноречива. Если кто-то может показать в чём я ошибаюсь, я это с удовольствием признаю. При этом долг компании вырос с 2013 года по 2017 с 1,07 ярда до 15,35 ярдов. Активы, конечно тоже выросли, и они больше чем долг, но вопрос не в них, а в том, способна ли компания обслуживать такой долг. Я не знаю, но сомневаюсь.

Теперь об акционерах. После того как ты купил акции компании, ты, кроме прочего, становишься заложником ситуации. Если CEO (директор) - клоун, то он будет трепать тебе нервы, потому что его кульбиты отражаются на стоимости твоих инвестиций. Его даже выгнать нельзя, это приведёт к ещё большему падению стоимости акций. Захочет пошутить первого апреля и пошутит. Ситуация вокруг компании Tesla не располагает к шуткам. Об этом сообщило РИА Новости, напомнив, что 30 марта нынешнего года рейтинговое агентство "Мудис" понизило кредитный рейтинг Tesla Motors до уровня B3 с негативным прогнозом, а индивидуальный рейтинг самого "свежего" выпуска ее облигаций, проданных инвесторам в августе 2017 года, был опущен до уровня Caa1 (именуемого в финансовых кругах "мусорным"). ... Аналитики агентства Bloomberg провели расчет скорости, с которой Tesla Motors теряет деньги. По их оценке, детище Илона Маска "сжигает" чуть больше 6500 долларов в минуту — и делает это 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году. Средства на счетах компании иссякнут к концу года, причем следует учитывать, что это заемные деньги, которые тоже придется каким-то образом возвращать.

Инвестор может и рад выпрыгнуть с убытком, но не факт что удастся слить крупный пакет в рынок, не обвалив всю компанию, поэтому терпим и машем.

Резюмирую. Мне нравятся продукты компаний Маска, в конце концов именно энтузиасты двигают рынок и прогресс в целом. Мне не нравится когда люди, соображающие в финансах, космосе и электричестве ещё меньше меня (а в космосе и электричестве я немногим лучше ноля), начинают рассказывать какой Маск офигенный и как он заткнёт русских за пояс. Давайте не будем торопиться. Как говаривал кот Бегемот - "История нас рассудит". Если Маск выведет свои детища в плюс, я первый скажу что он крут, а пока давайте не будем вестись на обложку. Что же до личного отношения, меня больше раздражают его ослеплённые последователи, чем он сам. И ведь ни один в случае краха не скажет "Да, я ошибался". Они просто промолчат, такова их сущность.

Subscribe

  • Зима, крестьянин торжествуя..

    Не поехал в воскресенье на охоту, товарищ отказался, а одному ехать было влом, да и семейство имело виды на машину. Тем не менее, удалось найти…

  • Воовааа!!

    Каждый день ближе к вечеру по будням я слышу этот вопль с улицы. Какая-то согбенная бабка, проходя мимо дома, расположенного через дорогу от офиса,…

  • "Пищеблок"

    Сериал досмотрели. Смотрели с большим перерывом по времени, где-то как раз на половине остановились в прошлый раз. Впечатления очень смешанные.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments

  • Зима, крестьянин торжествуя..

    Не поехал в воскресенье на охоту, товарищ отказался, а одному ехать было влом, да и семейство имело виды на машину. Тем не менее, удалось найти…

  • Воовааа!!

    Каждый день ближе к вечеру по будням я слышу этот вопль с улицы. Какая-то согбенная бабка, проходя мимо дома, расположенного через дорогу от офиса,…

  • "Пищеблок"

    Сериал досмотрели. Смотрели с большим перерывом по времени, где-то как раз на половине остановились в прошлый раз. Впечатления очень смешанные.…